Четверг, 25.04.2019, 23:13
Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS

ШКОЛА №48 им. Р.М. Каменева

                                         



                                                             города Курска Курской области

 
СейЧас
23:13 Четверг 25.04.2019







Форма входа
Меню сайта
Мини-чат
200
Наш опрос
Какие знания (по вашему мнению) пригодятся вам в жизни. Несколько ответов - удерживайте ctrl

Всего ответов: 7
Статистика
Счетчик посещений


OnLine
Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

Юзеры онлайн:
Нас посетили:
Ждёмс!
ОБРАЗОВАНИЕ
Ваш IP
54.82.119.116
Главная » 2015 » Октябрь » 15 » Учитель – ученик: самоконтроль и самооценка деятельности
00:37
Учитель – ученик: самоконтроль и самооценка деятельности

Методический день

«Учитель – ученик: самоконтроль и самооценка деятельности»

Важнейшая задача школы на современном этапе – научить детей самостоятельно добывать знания и применять их на практике. В связи с этим особое значение приобретает формирование учебной деятельности школьников, одним из компонентов которой, является самоконтроль и самооценка. Этой актуальной теме был посвящен методический день «Учитель – ученик: самоконтроль и самооценка деятельности», который состоялся 13 октября 2015 года. Открытые уроки давали учитель начальных классов Морозова Любовь Дмитриевна, учитель математики Орехова Жанна Викторовна и учитель русского языка и литературы Беляева Татьяна Николаевна.

В последние годы проблема самоконтроля все больше становится предметом психологических и педагогических исследований. Это обусловлено тем, что самоконтроль – один из важнейших факторов, обеспечивающих самостоятельную деятельность учащихся. Формирование учебной деятельности рациональнее всего начинать с формирования самостоятельного контроля. Между тем проверка показывает, что именно навык самоконтроля обычно оказывается наиболее слабо сформированным у учащихся.

Что же такое самоконтроль? Самоконтроль – это умение ученика оценивать свою работу с двух точек зрения: верно ли я ответил? Все ли я ответил?

В соответствии с уровнем сформированности деятельности контроля выделяют несколько видов самоконтроля. Как правило, в учебной деятельности преобладает контроль по результату или так называемый итоговый контроль. Это первоначальная и простейшая форма самоконтроля, которая осваивается учащимися. Его функция состоит в сличении результата с заданным образцом, т.е. совершается проверка. В процессе проверки дети убеждаются, что ответ удовлетворяет всем исходным условиям, в противном случае решение проведено неверно. Мы сами учим детей именно такому контролю. Так, для того, чтобы проконтролировать правильность арифметического действия, ученикам рекомендуется проверить его другим действием: сложение – вычитанием, деление – умножением и т.д. Таким образом, проверяется не правильность проведения отдельных операций и их последовательность, а полученный результат.

Функция пооперационного контроля состоит в выявлении полноты, правильности и последовательности произведенных действий. Этот вид контроля в психологической литературе определяется как пошаговый. Он, в первую очередь, обращает внимание учащихся на способ осуществляемого ими действия.

Еще более сложной формой контроля является предваряющий (прогнозирующий) контроль, дающий учащемуся  возможность предвосхищать результаты еще не осуществленного действия.

Проигрывая во внутреннем плане последовательность действий, необходимых для решения учебной задачи, прогнозируя возможные результаты деятельности, учащиеся с помощью этой формы контроля могут выделить наиболее трудные этапы решения учебной задачи, наметить пути своего совершенствования. Этот вид контроля несет на себе функцию «определения учащимися общей стратегии учебной деятельности». 

Согласно этой классификации самоконтроль делится на фронтальную, индивидуальную и взаимную проверку.

При фронтальной проверке проводится коллективный разбор правильности написанного текста, выполненного упражнения, задачи, решенной в классе и дома, изготовленного изделия и т.д. В ходе этой проверки учащиеся разбирают допущенные ошибки, их причины и пути устранения, знакомятся со способами реализации самоконтроля, обсуждают и оценивают предложения своих товарищей по исправлению своих ошибок. Такая форма является наиболее простой и применяется, как правило, для начального обучения учащихся самоконтролю.

Взаимный контроль проводится при проверке письменных и графических работ, изделий и т.д., а также при рецензировании устных ответов и сообщений. Учащиеся обмениваются работами, и каждый из них выступает в роли рецензента. Они должны отметить допущенные их товарищами ошибки, объяснить их причины, способы исправления и предложения при выполнении аналогичной работы. Взаимный контроль позволяет углубить знания и умения учащихся, способствует развитию внимания, ответственного отношения к делу, формированию навыка самоконтроля. Это более высокая форма действия самоконтроля, представляющая собой средство обучения учащихся самоконтролю.

К индивидуальному контролю относятся все виды самоконтроля, проводимого по этапам выполняемой деятельности. Это основная и самая сложная форма самоконтроля. Каждый выполняет все  элементы самоконтроля.

Уровни сформированности самоконтроля

Первый уровень – отсутствие контроля.  

 Совершаемые учеником действия и операции никак не контролируются, часто оказываются неправильными, допущенные ошибки не замечаются и не исправляются.      

Не умеет исправлять ошибку ни самостоятельно, ни по просьбе учителя, т.к. не способен свои действия и их результаты соотнести с заданной схемой действия и обнаружить их соответствие или несоответствие.

Некритически относится к указаниям учителя и исправлению ошибок в своих работах, соглашается с любыми исправлениями, в том числе и когда оно тут же меняется на противоположное.

Ошибок, допущенных другими учениками, также не замечает. Обращает внимание лишь на нарушение внешних требований.

Второй уровень – контроль на уровне непроизвольного внимания.
       Контроль выполняется неустойчиво и неосознанно. В его основе лежит неосознаваемая или плохо сознаваемая учеником схема действия, которая зафиксировалась в его непроизвольной памяти за счет многократного выполнения одного и того же действия. 
       Ученик действует импульсивно, хаотично, но за счет непроизвольного запоминания схемы действия и непроизвольного внимания как бы предугадывает направление правильных действий, однако не может объяснить, почему следует делать именно так, а не иначе, легко отказывается от своего решения.
       Третий уровень – потенциальный контроль на уровне произвольного внимания.
       Выполняя новое задание, ученик может допустить ошибку, однако, если учитель просит его проверить свои действия или найти и исправить ошибку, ученик, как правило, находит ее и исправляет и может при этом объяснить свои действия.

Четвертый уровень – актуальный контроль на уровне произвольного внимания.
       В процессе выполнения действия ученик ориентируется на хорошо осознанную и усвоенную им обобщенную схему действия и успешно соотносит с ней процесс решения задачи. Это приводит к тому, что действия выполняются, как правило, безошибочно. Допущенные ошибки обнаруживаются и исправляются самостоятельно, причем случаи повторения одних и тех же ошибок крайне редки. Ученик может правильно объяснить свои действия.

Пятый уровень – потенциальный рефлексивный контроль. 

Задания, соответствующие применяемой схеме действий, как знакомые ему, так и незнакомые, выполняет регулярно и безошибочно, контролируя свои действия непосредственно в процессе выполнения. Уверенно отстаивает результат своих действий, обосновывая его анализом примененных способов. 

Шестой уровень – актуальный рефлексивный контроль.

Решая новую учебную задачу,  внешне похожую на решаемые ранее, ученик может самостоятельно обнаружить ошибки,  возникающие из-за несоответствия применяемого им обобщенного способа действия (или схемы) новым условиям задачи,  и в связи с этим самостоятельно вносить коррективы в применяемую схему действия за счет поиска и выявления еще более общих оснований действия,  т.е.  принципов  его построения.

Можно сделать вывод, что при проведении специальной работы по формированию самоконтроля, его уровень должен повышаться от первого к шестому.

Овладение умением самоконтроля обеспечивает комфорт в обучении, снимает стресс и позволяет школьникам учиться с интересом и большим желанием, а также даёт учащимся реальный «инструмент», с помощью которого они могут управлять процессом своего учения на последующих этапах.

Опыт учителей, использующих разнообразные приёмы обучения самоконтролю, доказывает необходимость дальнейшего изучения и внедрения в процесс обучения школьников рефлексивной деятельности.

 

 

Заместитель директора по УВР С.Ю.Каплина

МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №48"

www.vshkole48.ru

Курск 2015

 

Просмотров: 1215 | Добавил: RaussNIK | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Обратная связь


НАМ ВАЖНО ВАШЕ МНЕНИЕ
Слайдшоу
Календарь
«  Октябрь 2015  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Поиск по сайту
vshkole48.ru

ВНИМАНИЕ!Уполномоченныйпо правамребенкаведет приемпо четвергамс 14:00 до 18:00ул.Парковая,1этаж2 каб.210тел. 37-07-50

Погода в Курске
Сегодня
Праздники сегодня
Песни войны
Культура
Случайное фото
Знаете ли вы, что
… всего лишь одна капля нефти делает непригодным для питья 25 литров воды.
Архив записей

Все материалы на сайте размещены с согласия сотрудников, учащихся и их родителей
МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №48 им. Р.М. Каменева"© 2019
Хостинг от uCoz