Система работы школы по социально-психологическому сопровождению обучающихся

Социально-психологическое сопровождение образования – это одно из важнейших требований современного общества.
Приоритетной целью модернизации образования является обеспечение его высокого качества, которое не сводится только к обученности учащихся, набору знаний и навыков, но связывается с воспитанием, понятием “качества жизни”, раскрывающимся через такие категории, как “здоровье”, “социальное благополучие”, “самореализация”, “защищенность”.
Поэтому в последнее время в системе образования России складывается особая культура поддержки и помощи ребенку в учебно-воспитательном процессе – социально–психологическое сопровождение.
В соответствии с Законом РФ “Об образовании” под сопровождением понимается система профессиональной деятельности специалистов службы (психологов, социальных педагогов, логопедов, дефектологов и др.), направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения и развития ребенка в ситуациях школьного взаимодействия
Цель сопровождения – создать в рамках объективно данной ребенку социально – педагогической среды условия для его максимального в данной ситуации личностного развития и обучения (в соответствии с возрастной нормой развития).
Задачи сопровождения:
1. Предупредить возникновение проблем развития учащегося.
2. Помощь (содействие) учащемуся в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, педагогами, родителями.
3. Психологическое обеспечение образовательных программ.
4. Развитие психолого-педагогической компетентности и психологической культуры обучающихся, родителей, педагогов.
В соответствии с целью и задачами сопровождения создается система работы по психолого-педагогическому сопровождению учащихся. Одному специалисту заниматься этим непосильно. Поэтому в Службу социально-психологического сопровождения образовательного процесса входят педагог-психолог, социальный педагог, логопед, дефектолог, медицинский работник, классные руководители, воспитатели ГПД и др.
В обязанности службы входит максимальное содействие психическому, личностному и индивидуальному развитию обучающихся. Важная ступень работы социально - психологической службы - это необходимость выявления психологической готовности ребенка к школе, содействия лучшей адаптации учащихся обучения в школе, а также систематический контроль переломных, переходных моментов в жизни школьников. Немаловажную роль играет своевременное выявление и устранение психологических причин нарушения межличностных отношений учащихся не только со сверстниками, но и с учителями, родителями и другими людьми.
Основные задачи службы на разных ступенях образования:
Начальная школа — определение готовности к обучению в школе, обеспечение адаптации к школе, повышение заинтересованности школьников в учебной деятельности, развитие познавательной и учебной мотивации, развитие самостоятельности и самоорганизации, поддержка в формировании желания и «умения учиться», развитие творческих способностей.
Основная школа — сопровождение перехода учащихся из начальной школы в основную школу, адаптации к новым условиям обучения, поддержка в решении задач личностного и ценностно- смыслового самоопределения и саморазвития, помощь в решении личностных проблем и проблем социализации, формирование жизненных навыков, помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками, профилактика девиантного поведения.
Старшая школа — помощь в профильной ориентации и профессиональном самоопределении, развитие временной перспективы, способности к целеполаганию, развитие психосоциальной компетентности, профилактика девиантного поведения.
Основными видами деятельности службы являются:
1. Диагностическая деятельность:
– создание банка социально-психологических данных по каждому учащемуся: общие данные, информация о родителях, о его состоянии здоровья, социальном статусе, интересах, посещаемости занятий;
– изучение социально-психологического климата в классах.
2. Организационно-педагогическая деятельность:
– определение степени готовности обучающихся к учебной деятельности;
– регулярное уточнение социального статуса семей учащихся;
– выявление учащихся “группы риска”, через организацию психолого-педагогических консилиумов, ведение на них карт индивидуально-профилактической работы;
– ежедневная проверка посещаемости обучающихся в школе, выяснение причин отсутствия;
– посещение уроков с целью наблюдения за отдельными учащимися, группой;
- выходы по месту жительства обучающихся;
- работа с родителями.
3. Консультативная и профилактическая деятельность:
– применение здоровьесберегающих технологий в работе с учащимися;
– оказание индивидуальной педагогической, психологической, социальной, медицинской и юридической помощи учащимся;
– спортивно-массовая работа: туристические слеты, веселые старты, спартакиада, дни здоровья, неделя здоровья, встречи со специалистами в целях профилактики вредных привычек, профилактики правонарушений;
– тренинговые занятия с целью сплочения групп, с целью профилактики вредных привычек;
– оформление тематических стендов.
4. Просветительская работа:
– помощь преподавателям в повышении психолого-педагогической и социально-психологической культуры отношений с учащимися;
– участие в проведении семинаров, педсоветов, “круглых столов”, по проблемам психологического сопровождения учебной деятельности учащихся;
– выступления на родительских собраниях, педсоветах;
– тренинговые занятия для педагогов;
– диспуты, беседы, круглые столы для родителей;
– беседы с обучающимися по вопросам ЗОЖ, профилактике вредных привычек и т.п.
5. Научно-методическая работа:
– повышение профессионального уровня через посещение лекториев, курсов повышения квалификации;
– разработка памяток, методических рекомендаций для педагогов по работе с учетом индивидуально-психологических особенностей обучающихся.
6. Сотрудничество с организациями по вопросам обучения, воспитания, здоровья обучающихся, их социальной адаптации (отдел опеки, управление социальной защиты населения, ОДН, КпДН).
В целом работа строится по двум направлениям:
1. Актуальное – ориентировка на решение проблем, связанных с теми или иными трудностями в обучении, воспитании, поведении, общении обучающихся.
2. Перспективное – нацелено на развитие личности и индивидуальности каждого обучающегося, формирование его готовности к самоопределению, к жизни в обществе.

СТРАНИЦА ПСИХОЛОГА - ПЕРЕЙТИ
Позиция социального педагога:
принять – изучить – понять – помочь
Основная цель
– не сломать и перевоспитать, а помочь предотвратить негативный путь развития личности ребёнка.
Направления работы
• Организация социальной работы (бесплатное питание, благотворительные акции, оказание консультативной помощи семьям).
• Помощь ребенку, попавшему в трудную жизненную ситуацию.
• Оказание социально-педагогической поддержки детям, имеющим трудности в общении, адаптации.
• Работа с неблагополучными семьями.
• Работа с опекаемыми детьми, многодетными, малообеспеченными семьями, а также семьями, имеющими детей с нарушениями и трудностями развития, ограниченными возможностями здоровья.
• Профилактическая работа (работа с детьми, имеющими нарушения в поведении и общении, внутришкольный учет нарушителей устава школы, работа с КДН и ЗП).
• Работа с родителями: оказание консультативной помощи родителям в вопросах воспитания и решении социально - педагогических проблем ребенка.
• Выявление учеников «группы риска», семейного неблагополучия.
• Изучение личности обучающихся, межличностных взаимодействий групп.
• Изучение жилищно–бытовых условий обучающихся, состоящих на школьном контроле, под опекой, из неблагополучных семей.
• Опросы, анкетирования с целью выяснения степени удовлетворенности участников образовательного процесса работой учреждения.
Работа с учениками
• Тематические беседы, занятия по правовому воспитанию, развитию положительных качеств личности.
• Индивидуальные консультации.
• Профессиональная ориентация.
• Помощь в организации летнего трудоустройства несовершеннолетних и летнего отдыха слабо защищенной категории учащихся.
Работа с учениками «группы риска»
• Выявление учащихся, испытывающих негативное влияние со стороны взрослых;
• Изучение личности учащихся, круга общения.
• Помощь ребёнку в устранении причин, негативно влияющих на его успеваемость и посещаемость ОУ.
• Составление картотеки и сводных таблиц на учащихся «группы риска».
• Помощь в организации занятости и отдыха учащихся в летний период.
• Контроль посещения школы, успеваемости и занятости.
• Профилактические мероприятия.
• Помощь в выборе дальнейшего образовательного маршрута.
Задачи:
• Забота и помощь детям, испытывающим жизненные трудности (проблемы обучения, развития личности, общения и т. д.)
• Посредничество между личностью обучающегося, семьёй, средой, специальными социальными службами, ведомственными и административными органами.
В своей работе социальный педагог школы руководствуется
1. Конституцией Российской Федерации.
2. Международным документом - Конвенцией ООН о правах ребенка.
3. Международным документом - Декларацией прав ребенка.
4. Федеральным Законом РФ об образовании.
5. Семейным кодекс Российской Федерации.
6. Федеральным Законом «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»
7. Федеральным Законом «Об основных системах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
8. Уставом школы.
9. Планом работы школы на текущий учебный год.
10. Школьными локальными актами.
11. Должностной инструкцией.
СТРАНИЦА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА - ПЕРЕЙТИ
|