Вторник, 19.03.2024, 10:01
Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS

ШКОЛА №48 им. Р.М. Каменева

                                         



                                                             города Курска Курской области

 
СейЧас
10:01 Вторник 19.03.2024








Форма входа
Меню сайта
Чат по питанию
200
Наш опрос

РОБОТЫ В НАШЕЙ ЖИЗНИ
Статистика
Счетчик посещений


OnLine
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Юзеры онлайн:
Нас посетили:
Ждёмс!
ОБРАЗОВАНИЕ
Ваш IP
54.166.234.171

Методический день 01.03.2016

«ФОРМИРОВАНИЕ  НРАВСТВЕННЫХ УСТАНОВОК ОБУЧАЮЩИХСЯ

НА ОСНОВЕ ПЕДАГОГИКИ ВЗАИМОПОНИМАНИЯ И УВАЖЕНИЯ»

1 марта 2016 года в нашей школе состоялся методический день «ФОРМИРОВАНИЕ  НРАВСТВЕННЫХ УСТАНОВОК ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ОСНОВЕ ПЕДАГОГИКИ ВЗАИМОПОНИМАНИЯ И УВАЖЕНИЯ».

Открытые уроки давали:  
Куцарева Р.Е. (английский язык) - Урок в 5В классе «Я бы хотел пригласить Вас на день рождения»,
Зубков А.Г.  (физическая культура) -   Урок в 6А классе  «Гимнастика с элементами акробатики», 
Мясникова Г.Г.  час общения в 4Б классе «Чем я богат», 
Канищева С.В.  классный час в 7А классе «Какие мы, подростки XXI века…»

Формирование у подрастающих поколений современных социальных ценностей и установок – одно из приоритетных направлений воспитания и современной государственной политики. В связи с появлением проекта «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года» возникла объективная потребность в создании кардинально новой общественно-государственной системы воспитания в образовательных учреждениях. Организация образовательного процесса учебного заведения подвижна, изменяется в стремлении соответствовать уровню и запросам современного общества, поэтому в педагогическом процессе важно обратить внимание на активизацию попыток воспитанников осуществить собственные ценностные установки, определяющие позицию личности.

Духовно-нравственная установка – это выражение школьником ценностного личностного смысла поведения и деятельности, его готовности к проявлению равноправия, уважения, заботы, поддержки, понимания, толерантности к себе и окружающим его людям.

ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ УСТАНОВОК ОБУЧАЮЩИХСЯ

Реализация любого процесса, в том числе и формирование нравственных ценностей, опирается на принципы, являющиеся общими руководящими положениями. Анализ психолого-педагогической литературы позволяет нам отнести к основополагающим принципам процесса формирования нравственных установок следующие:

Принцип субъектности. Согласно данному принципу источник активности, энергии, обеспечивающий успешность процесса формирования нравственных ценностей, находится в самом ребенке в виде потенциала его личностного саморазвития, заложенного природой, и субъективного опыта. Поэтому акцент делается на активном и заинтересованном участии каждого ребёнка, актуализации его жизненного опыта, проявлении и развитии его индивидуальности и субъектности.

Принцип ценностного отношения к Человеку. Принцип ценностного отношения заключается в признании Человека наивысшей ценностью, что предполагает безусловное уважение к человеку, запрет любого посягательства на личность (как физического, так и морального) и принятие Человека как данности.

Ценностное отношение всегда свободно и осознанно в том смысле, что является продуктом деятельности самого субъекта, поэтому свобода выбора и осознание смысла нравственных ценностей являются необходимыми условиями, при которых поведение становится выражением ценностного отношения к Другому.

Следуя логике данного принципа, достижение даже утилитарного блага будет иметь нравственную ценность, если оно направлено на Другого. Так, например, просьба подростка не выставлять полученную им плохую отметку в журнал есть достижение утилитарного блага. Та же просьба, но за товарища, обусловленная желанием помочь Другому, является проявлением ценностного отношения и соответственно имеет нравственную ценность.

Принцип диалогизма.  Диалог обеспечивает субъект-субъектный характер взаимоотношений и ценностно-смысловое равенство участников процесса формирования нравственных ценностей; создаёт возможность свободной диалогической самореализации субъектов данного процесса в их общении с собой и с другими.

Именно в диалоговом пространстве формируется личность и происходит понимание и осознание ею нравственных ценностей. Принцип организации совместной деятельности в коллективе подразумевает, что педагог не передаёт готовые образцы нравственных ценностей, а создаёт и вырабатывает их вместе со школьниками, осуществляя их поиск в процессе совместной деятельности, где они приобретают опыт нравственного поведения, реализуют в поступках свои нравственные убеждения и чувства, формируют нравственные отношения.

Принцип актуализации ситуации успеха. Ситуация успеха предполагает психологическую свободу, раскрепощённость обоих субъектов в их совместной деятельности, обусловленной культурой и естественностью взаимоотношений.

Для актуализации ситуации успеха педагогом существуют  наиболее благоприятные условия, которые включают:
- внимательность к личности и веру в изначальную доброту каждого;
- кредит доверия как отношение, при котором все поступки ребёнка расцениваются с точки зрения его достоинств;
- поиск причины поступка, а не оценку поведения ребёнка, а также своевременную оценку нравственного/безнравственного поведения школьника («здесь и сейчас»).

Принцип акцентуации нравственного начала в образцах для подражания. Пример – один из ведущих методов воспитания, и дети в любой возрастной группе стремятся брать пример со взрослых и подражать им. Данный процесс приобретает особую актуальность в современном социуме. Например, чувство взрослости, которое возникает у современных подростков, проявляется иначе, чем это происходило у их сверстников прошлых десятилетий.

Так, в 40-50-е годы одной из любимых книг подростков была книга А. Гайдара «Тимур и его команда», а потому и популярное в то время тимуровское движение зародилось из желания самих подростков быть похожими на любимого героя. В 70-е же 80-е годы эти формы воспитания нравственных ценностей не прижились, поскольку время выдвинуло новых кумиров. Как показывает опыт педагогической деятельности, образцы для подражания не могут быть навязаны «сверху».

Принцип акцентуации нравственного начала в образцах для подражания в процессе формирования нравственных ценностей заключается в выделении и осмыслении значимых с нравственной точки зрения аспектов жизнедеятельности личности, выступающей в качестве образца для подражания.

Принцип взаимообусловленности национальных и возрастных особенностей. Формирование нравственных ценностей представляется как двунаправленный процесс, который, с одной стороны, должен быть обращен к себе, предполагая усиление своего нравственного потенциала, с другой – уходить корнями в культуру своих предков. Формирование нравственных ценностей должно основываться на базовых ценностях национальной культуры. Они внутренне заданы человеку через его природу, религию, культуру, что и должно обусловливать естественный, свободный характер формирования нравственных ценностей.

Принцип расстановки акцентов. Верный способ сформировать нравственные ценности - это содействовать развитию способности ребёнка быть счастливым, расставляя акценты в процессе постоянной совместной деятельности педагога со школьником.

Нравственные ценности формируются и становятся реальным мотивом поведения, если за ними находится «обещание счастья». Счастье является педагогическим условием активности ребенка и играет роль педагогического средства, поскольку наделяет ребёнка высокой энергетикой, бодростью, способствует максимальному напряжению физических и духовных сил. Педагог способен влиять на счастье своих учеников, расширяя ценностное пространство личности ребёнка. Он предъявляет ребёнку мир во всех его значимых сторонах жизни, наделяя объекты жизни потенциальной ролью агентов счастья.

Считается, что при организации педагогической деятельности по формированию нравственных ценностей школьника необходимо опираться на выделенные принципы, представляющие собой исходные положения для реализации данного процесса. Эти принципы существуют как гармоническое единство, они не могут действенными один без другого, обусловливая тем самым успешность процесса формирования нравственных ценностей.

Преодоление трудностей взаимопонимания обучающихся со сверстниками

Трудности взаимопонимания обучающихся со сверстниками –  одна из основных социальных и психологических проблем, способная порождать множество других.

Трудности в межличностном общении возникают в связи с появлением различного рода  барьеров  и  затруднений: ситуационных, мотивационных, смысловых, психологических  и барьеров отрицательных эмоций.

Чрезвычайно важным фактором, влияющим на формирование личности ребенка, является его общение со сверстниками. В данных отношениях обучающиеся стремятся реализовать свою личность, определить свои возможности, приобретать новый опыт и чувствовать себя в новой роли. Межличностное общение выполняет специальную функцию поддержания самоуважения и самораскрытия личности. Следует отметить, что нередко в общении со своими сверстниками ребенок сталкивается с отсутствием взаимопонимания, что часто приводит к трудностям и конфликтам. Конфликтность в подростковой и юношеской среде – это совокупность социальных, возрастных и личностных факторов, условий и причин, вызывающих обострение объективных противоречий взаимодействия в конфликтах совместной деятельности, отношений и общения.
Преодолевать конфликтные ситуации и трудности взаимопонимания в процессе общения со сверстниками довольно непросто, и для начала стоит выяснить порождающие причины, среди которых могут оказаться: социальный статус семьи; особенности семейного воспитания; национальная и конфессиональная принадлежность; возрастные особенности; тип темперамента; психофизиологические нарушения; соматические и наследственные заболевания.

При организованном и целенаправленном обучении учащихся необходимым навыкам бесконфликтного общения и взаимопониманию, учеников, испытывающих затруднения в процессе общения, становится значительно меньше, а внедрение социально-педагогических технологий в деятельность социального педагога при решении различных ситуаций позволяет более эффективно решать существующие проблемы.

ВЗАИМОПОНИМАНИЕ СУБЪЕКТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА КАК ЦЕННОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ

Взаимоотношение участников педагогического процесса – одна из старейших педагогических проблем, которая вследствие своей непреходящей значимости в новых исторических условиях каждый раз актуализируется заново. Взаимосвязь обучающих и обучающихся прошла сложный путь в своем развитии.

В настоящее время, когда возможность выживания мира и человечества оказалась в зависимости от уровня культуры, духовности человека, образование стало осмысляться как средство, приближающее решение этой задачи.

Взаимопонимание стало предметом педагогического внимания с того времени, когда развивающееся человечество ощутило необходимость добиваться при трансляции культуры  подрастающим поколениям не простого запоминания ими знаний, норм, требований и правил, а активизации их сущностных сил, глубинных, личностных изменений, обусловливающих отношение человека к самому себе и миру. Вот тогда и стала осознаваться необходимость обратной связи с воспитанниками, причем связи оперативной, чтобы можно было корректировать педагогическую деятельность непосредственно в ее процессе, а не откладывая на какой-либо срок.

Взаимопонимание – в его современном значении – это не приписывание смыслов поступкам и разным жизненным проявлениям «другого», а самостоятельное открытие этих смыслов. Строить отношения с обучающимся так, чтобы последний открывал все новые и новые, в том числе и высокие, смыслы в общении с педагогом, в отношениях со сверстниками, в самом обучении, в изучаемой науке, в классных событиях, в собственной жизни, – пожалуй, это и есть самая сложная и ответственная задача педагога. Прежде всего, взаимопонимание представляет собой взаимное отношение. Это есть, как и простое отношение, избирательная связь, но только пролагаемая с двух сторон.

Педагог, вышедший на определенный уровень понимания ученика и увидевший встречное стремление к взаимодействию, вольно и невольно, на сознательном и бессознательном уровнях, «идет навстречу» в контакте, выделяя и позитивно оценивая даже самые малые знаки стремления ребенка быть понятым, тем самым как бы преувеличивает добрую волю ребенка, нравственный характер его усилий, иначе говоря – «авансирует личность», восполняя недостающее верой в возможность его развития и подкрепляя этим ученика.

В свою очередь, доверившись педагогу и уверившись в правильности этого шага, получая удовольствие от полноты и искренности общения, воспитанник невольно «усиливает» в своем сознании образ педагога и, выражая ему признательность, как бы кое-что в нем «дорисовывает». 

Взаимопонимание нужно рассматривать и как систему отношений. Прежде всего, это целенаправленные отношения как со стороны педагога, так и со стороны учащегося. Чем более возрастает уровень доверительности такой взаимосвязи, тем богаче становится спектр обоюдных целей взаимопонимания.

Взаимопонимание выстраивается на вере – прежде всего, на вере в «другого», старшего, умного, способного поддержать. Именно поэтому форма выражения такой веры – доверие – является, по существу, важнейшей категорией педагогики, хотя до сих пор еще основательно неизученной: воспитание, образование, обучение возможны в их подлинной полноте только на основе доверия  и уважения воспитанника к педагогу.

Взаимопонимание тесно связано с надеждой. Во-первых, оно на надежде вырастает: с одной стороны, надеется ребенок – быть услышанным, значимым, вызывающим доверие, что позволит ему обрести душевное равновесие и не тратить впустую психическую энергию; с другой стороны, надеется педагог – быть правильно истолкованным, не внушающим опасений, вследствие чего он сможет ближе соприкоснуться с внутренним миром ребенка и значимей поддержать его личностное становление. Во-вторых, само взаимопонимание выступает условием дальнейшего укрепления у воспитанника чувства надежности педагога, как и собственной внутренней обнадеженности на основе веры в свои силы. В-третьих, само взаимопонимание есть форма надежды: понимая, надеемся, что верно понимаем друг друга и надеемся на это понимание как на основу крепкой взаимной связи.

Взаимопонимание неразделимо с любовью: только любя-сочувствуя, любя-надеясь, любя-ожидая и т. д., педагог пробуждает «живой встречный ток» доверия, любви и добросердечной интерпретации своего поведения ребенком; только поверив в педагога, полюбив его за понимающее отношение, ребенок выходит на отношения душевной открытости, желает максимальной содержательной интерпретации своего состояния педагогом как залога своего с ним успешного сотрудничества.

Взаимопонимание –  важнейшая ценность воспитания, образования. В ряду других ценностей воспитания, образования, к которым мы относим безопасность образования, воспитания для психического и физического здоровья ребенка, развитую способность к саморазвитию как восхождению к самому себе - лучшему, установку на человеческое содружество и соединение, приоритет духовности перед информативностью и т. д., взаимопонимание является стержневым образованием, ибо все названные феномены только и могут возникать и оформляться как производные именно от взаимопонимания. Сущностные характеристики педагогического процесса как успешного проистекают из отношения участников педагогического процесса друг к другу как принятых, желаемых, взаимостимулирующих,  взаимодополняющих, создающих комфортность пребывания в пространстве взаимодействия из того, чем и является взаимопонимание.

Взаимопонимание рождает уважение

Что означает уважение и почему это слово обычно употребляют вместе с взаимопониманием?
Принято считать, что уважать нужно каждого человека, даже если вы его встречаете впервые. Но такое уважение — не более, чем правило поведения, своего рода этикет, принятый в современном обществе.

Настоящее уважение всегда нужно заслужить, то есть показать нечто, что это чувство вызовет.
Проще всего спортсменам, ученым и даже бизнесменам — их успехи говорят обычно сами за себя и подчеркиваются государственными наградами или большим финансовым состоянием.
Но настоящее уважение рождается только тогда, когда по-настоящему глубоко узнаешь человека. И совсем необязательно известного.

Представьте, что вы знакомитесь, становитесь друзьями, понимаете, что именно этот человек вас не предаст, поможет в трудную минуту. Что, несмотря на свои недостатки, он помогает больным детям и дает деньги на приюты, например. Или никогда не выходит из себя.

Как правило, подобное глубокое изучение человека, вызывает ответный интерес, и вот уже вы вызываете уважение у этого второго. Как его действия становятся понятны вам, так и ваши становятся понятны ему. Возникает то глубокое взаимопонимание, которое характеризует уважающих друг друга людей.

Обратное тоже верно. Если уважение — только дань этикету, то продемонстрировав неприглядные черты характера или даже случайные поступки, можно сразу лишить общество уважения к какому-то человеку. Это легко делают СМИ и причина тому, что мы плохо понимаем причины такого поведения, а оправдаться человеку просто не дают.

А без такого взаимопонимания уважения не бывает.

Именно поэтому эти два слова всегда идут в связке.

Взаимопонимание и уважение.

 

 

 

Каплина С.Ю.

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе

МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №48"

www.vshkole48.ru

Курск 2016

 

Обратная связь



НАМ ВАЖНО ВАШЕ МНЕНИЕ
АКТУАЛЬНО
Жалобы на всё
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Поиск по сайту
vshkole48.ru
Погода в Курске
Сегодня
Праздники сегодня
Дни рождения
ПРАВА РЕБЁНКА


Изображение кликабельно
Культура
Случайное фото
Знаете ли вы, что
… вес страусиного яйца может достигать 1,5 кг.
Архив записей

титлы титлы титлы титлы титлы титлы
Все материалы на сайте размещены с согласия сотрудников, учащихся и их родителей
МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №48 им. Р.М. Каменева"© 2024
Хостинг от uCoz